Православие о братьях наших меньших


Что же будет с Божией тварью дальше?
А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25).
То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом.
Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них.
По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”.
Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле.
Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина!
А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.
Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания:
Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25).
То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!
Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых.
Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь.
Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…
Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.
Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д.
Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает.
Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “меньшим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки.
И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески.
Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).
И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.
Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные…
А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти.
И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”.
И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).
Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан.
Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!
Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры.
Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь.
В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?
...Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки.
Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек.
Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “младший”), но дети одного Небесного Отца.
Автор
В.Кузин
Журнал "Альфа и Омега" № 1 (51), 2008 г.

Животные в квартире и в храме: трагедия или благословение?

30 Июль 2012 14:56
Архимандрит Феогност (Пушков)
Часто от «не в меру православных» (как сказал святой Григорий Богослов) исходят заявления о недопустимости присутствия собак в доме, при иконах.
Не знаю, откуда пошло такое немотивированное «богословие». Мы должны помнить, что деление на «чистое» и «нечистое» – это иудейское прошлое, а не христианское настоящее.
Многие священники, совершенно не зная Устава Церкви, хватаются «освящать храм», если в него вошла собака. Но прежде чем показать, насколько это неуставное явление, я хочу задать вопрос: а если крыса или мышь поселилась в алтаре – освящать не надо? Они «чище» собаки?
Грызуны – это беда сельских храмов. А как вы думаете, они по жертвеннику бегают? Оказывается, да! Частенько я нахожу там их «следы». Сметаю и окропляю освященной водой.
В нашем Требнике имеется молитва, которую наши клирики и уставщики применяют иной раз для «отпугивания собак», не озадачив себя вникнуть в её название:
«Молитва на обновление храма в нем же животное нуждною смертию умрет».
Для тех, кто не особо знаком со славянским языком, поясню, что «нуждная смерть» это та, которая случилась от «понуждения умрети», то есть насильственная.
Это значит, что кто-то совершил в храме убийство животного. Пролил кровь живой души в святом месте (сюда, к примеру, скорее относится съедение кошкой мышки на территории храма, чем вхождение пса).
Если внимательно присмотреться к самой сути молитвы, то она говорит не о том, что вхождение животного осквернило храм, а о том, что кровопролитие в святом месте его осквернило.
Но даже если не знать, что такое прилагательное «нуждная», необходимо все-таки прочитывать существительное «смерть».
Но если присутствие животного даже в храме не оскверняет его, то разве можно считать, что присутствие животного в доме оскверняет его?
Вопрос о присутствии в домах наших четвероногих друзей относится не к сфере религии, а к сфере эстетико-бытовой
Замечательный богослов и философ протоиерей Василий Зеньковский сказал как-то: «Есть христианская жизнь, а есть христианский быт: часто мы созидаем не христианскую жизнь, а благочестивую форму быта».
Быт – явление сложное. На него влияет очень многое и самое главное — быт не может иметь статических неизменных форм. То, что является недопустимым в одних условиях, считается желанным в других.
Те строгие нормы быта, которые запрещали собаке жить в доме, на самом деле возникли совсем не по причине отнесения ее к разряду «нечистых».
Собака – действительно менее чистоплотное животное, чем кошка (которая всегда жила и в русской деревенской избе, и во дворцах князей, и в усадьбах зажиточных людей).
От собаки часто исходит неприятный запах. Все это делало ее нежеланной гостьей в домах. Но была еще одна причина: целомудрие.
Дело в том, что у пса слишком открыты половые органы, а в избе он может выглядеть, как голый из бани. Это заведомо относится не ко всем породам собак.
К примеру, миссионеры просвещают алеутов! Последние живут в своих юртах вместе с собаками.
Если алеут выгонит свою собаку на улицу на ночь, то утром он лишится всего, с чем связан его быт: сторожа, саней (в них запрягали собаку), помощника в охоте и рыбной ловле (алеуты только этими двумя промыслами и живут).
В Писании есть такие слова: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10).
Каким сердцем руководствуется тот человек, который живое создание Божие обрекает на страдание? А ведь известно, что «всякое дыхание хвалит Господа», даже – дыхание животных.
Да, в нормальных дореволюционных условиях россиянину держать собаку в доме не было необходимости: Беднота жила на земле и имела хоздвор, где могла жить и собака; богатые и зажиточные, если жили в квартире, имели усадьбы, дачи, на которых круглый год жили люди, которые и смотрели за живущими там живыми существами: собаками, птицей, скотом.
Но сегодня условия, в принципе, изменены: бедные и среднеобеспеченные люди живут в квартирах. И вот в этих каменных клетках люди фактически разучиваются жить и чувствовать природу.
А ведь к человеку были приведены живые существа еще в раю, еще там он жил вместе с ними (Писание не говорит, что у Адама был дворец, а около него – собачьи будки).
Человеку естественно вращаться с живыми существами, иначе – человек черствеет
Если животные (собаки, кошки, львы) «нечисты», то отчего лев служил святому Герасиму Иорданскому, вырыл яму святой Марии Египетской для её погребения и написал её имя на земле?
В патериках можно встретить рассказы, как львы жили в одной пещере со старцами и даже одного из них охраняли от разбойников. Значит, святым они не мешали, а нам вдруг стали мешать.
Человеку в наш техногенный век просто необходимо иметь у себя животного и заботиться о нем. Особенно, если человек живет один и много времени уделяет науке и работе с компьютером.
Многие говорят, что неправильно, когда человек служит животным, это они должны служить человеку.
Обычно ссылаются на царственное достоинство человека. Но я хочу напомнить, что настоящий царь не тот, кто принимает почести и собирает налоги, а тот, кто заботится о своем народе.
А у светского словечка «забота» есть церковный синоним: «служение».
Нужно не путать служение с рабством. Да, рабами страстей и рабами творения мы становиться не должны, но как свободные люди служить окружающему нас миру – обязаны. Как и Христос о Себе сказал, что пришел не потому, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить нашему спасению (Мф. 20:28).
Приведу самый элементарный пример: если ты вытащил из уха собаки впившегося клеща, то ты послужил ей: тебе пришлось наклониться над ней, проявить заботу и в итоге – животное благодарными глазами смотрит на тебя.
Даже более того, забота о животных должна проявляться в жизни христианина как естественное следствие его пребывания в мире, ибо животные – часть мироздания. Они не только вверены ему в послушание, они – на его ответственности.
И человек должен ощущать ответственность за животных, так как и настоящий царь – ответственность за свой народ.
Представьте, что вы идете по улице в грязный дождливый день, а у ваших ног жалобно скулит щенок, смотря на вас полными последней надежды глазами.
Странно и противоестественно услышать такой ответ: «Я бы взял его, но я живу в квартире, а там держать его – грех». Грехом будет, если эта собака погибнет от руки уличного хулигана или попадет под трамвай. А вы ведь могли ее спасти.
http://orthodoxy.org.ua/content/zhivotn ... enie-52996

Hosted by uCoz